Общее понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – суммы, которые покупатели должны корпорации. Эта задолженность образуется во время реализации и превращается в денежные средства по истечении определенного времени.
На уровень дебиторской задолженности основное влияние оказывают макроэкономические условия и принятая корпорацией политика предоставления кредита и инкассации. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию корпорации.
Под управлением дебиторской задолженностью понимаются следующие действия:
определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.
анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.
контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям.
определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Политика предоставления кредита и инкассации включает в себя принятие решений по следующим вопросам:
кому предоставлять кредит при условии допустимого уровня риска;
контроль за балансом дебиторской и кредиторской задолженности;
срок кредита;
величина предоставляемой скидки;
уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга.
Анализ динамики развития, а также реестра старения существующей дебиторской задолженности служит основой для введения поправок в принятую политику кредита и инкассации и, в частности, дает информацию для прогноза поступлений денежных средств в ближайшем будущем.
При оперативном управлении дебиторской задолженностью могут применяться различные методы, основными из которых являются:
создание клиринговых центров, если количество взаимных обязательств по продукции больше трех;
продажа задолженности, когда корпорация имеет поддержку банка;
использование ценных бумаг, когда количество взаимных обязательств не превышает трех;
залоговые механизмы, применяются в случае простых давальческих схем.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Отраслевые клиринговые центры
Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. В мировой практике различают межбанковский клиринг, клиринг валютный и клиринг товарный.
Клиринг на биржевом рынке имеет специфику, связанную с типом самой биржи и проводимыми на ней операциями. Наряду с существовавшими товарными и фондовыми биржами, появились фьючерсные биржи, на которых ведется торговля финансовыми инструментами, охватывающими как фондовые, так и товарные рынки.
С этой точки зрения подход к организации систем клиринга на рынках реальных товаров и ценных бумаг, и рынке фьючерсных операций имеет определенные различия и, в то же время, одинаковую сущность.
Принципы функционирования клиринговых палат
Функции клиринговой палаты определены самим процессом клиринга, состоящего из двух основных частей, которые можно условно разделить на операционную и финансовую.
Функции операционной части процесса клиринга
В рамках операционной части клиринговая палата организует обработку данных, полученных по результатам торгов.
В рамках финансовой части выполняет функции, заключающиеся в аккумулировании денежных средств в специальные фонды, обеспечивающие гарантии исполнения обязательств сторон по заключенным сделкам и финансовую целостность рынка.
Операционная часть содержит в себе три функции:
вхождение на рынок (фиксация сделок);
сверка и сопоставление параметров сделок;
регистрация сделок и взаимоучет открытых позиций.
Фиксация сделок – это процесс первичной обработки информации о сделках, поступающей непосредственно от участников торгов или по иным каналам связи из торгового зала, заключающийся в подготовке данных для сверки сделок.
Сверка сделок следует после процесса фиксации и заключается в сопоставлении параметров сделки, так называемых ключевых элементов. Трудно переоценить важность введения эффективной и строгой системы своевременной сверки сделок. Отсутствие такой системы существенно увеличивает риск срывов в процессе совершения сделок.
Чем больше времени проходит между заключением сделки и успешной сверкой условий, тем больше вероятность дорогостоящих ошибок. К примеру, на рынке ценных бумаг один из основных доводов в пользу создания системы сверки – необходимость уменьшить высокий уровень срывов сделок для многих глобальных инвесторов. Срыв сделки происходит в том случае, когда ценные бумаги и/или деньги не переходят из рук в руки в день исполнения сделки.
Похожие работы: