Калькулятор стоимости работ
Регион:
Вид работы:
Сроки:
Объем:

Информация

Хотите сдать / снять квартиру?

Крупнейшее агентство недвижимости ИHKOM осуществляет все операции с недвижимостью. Аренда квартир на любой срок. Консультации риэлторов. 30 офисов в любом районе Москвы. Подробности по телефонам Call-центра.

Доступная недвижимость о лидера рынка Компании ИHKOM!

Продажа, обмен, аренда квартир во всех районах Москвы. Самые выгодные условия! Сопровождение специалистами ведущего агентства недвижимости. Антикризисные предложения! Подробности по контактным телефонам.

Волочкова защищает диплом.
Смотреть еще видео >>
Показатели характеризующие роль внешнеэкономического фактора

Магазин готовых дипломных работ

Сэкономьте время и деньги! Только у нас: готовые дипломные работы со скидкой 70%

Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора

Как доказано, МЭО, внешняя торговля нужны любой стране. Но как более или менее точно оценить их значение для национальной экономики, количественно определить роль внешнего фактора в народном хозяйстве? В статистике, в том числе международной, для этого используется показатель соотношения объема внешней торговли страны с ее внутренним производством: объем внешней торговли/объем внутреннего производства. Сравнение соответствующих данных в сопоставимых стоимостных величинах (единой валюте) позволяет судить о значении внешнеэкономического фактора для национального хозяйства, его динамике за определенный период. Понятно, что у малых стран (ресурсов меньше, разнообразие естественных условий ограничено) такой показатель выше — многое ввозится из-за рубежа в обмен на экспорт, у больших стран — ниже, так как разнообразнее и значительнее собственное производство. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. В последнее время в России он близок к 22—25%, а по данным за 2000 г., превысил 30% (хотя это связано с существенным падением объемов внутреннего производства в 1991—1998 гг.). На сегодня расчет этого показателя прост — объем внешней торговли (в долларах) за соответствующий период относится к объему ВВП, также пересчитанному из национальной валюты в доллары. Все эти данные имеются в официальной статистике, публикуемой, в частности, в России Госкомстатом. Характерная черта современного хозяйственного развития — повышение роли внешнеэкономического фактора для всех стран: за последние 30 лет указанный показатель для большинства стран почти удвоился. Оборот мировой торговли по отношению к совокупному ВВП стран мира составлял: в 1968 г. — 22%, в 1995 г. — 36, а в 2005 г., по оценкам экспертов, — 45—50%. По оценке специалистов, в первом десятилетии этого века отношение внешнеторгового оборота к внутреннему производству крупных стран, включая Россию, достигнет 35—40%. Это означает, что каждый пятый-шестой товар, приобретенный населением, предприятиями и фирмами страны, будет импортным. Вместе с тем необходимо отметить, что данный показатель не дает представления о воздействии всей совокупности МЭО на национальное хозяйство, поскольку учитывает только внешнюю торговлю. Неслучайно экспертами международных экономических организаций и другими специалистами сейчас ведется работа по его совершенствованию. В частности, имеется в виду дополнить числитель этого индикатора размерами иностранных инвестиций и объемами национального производства, осуществляемого с использованием иностранных лицензий и ноу-хау. Таким образом, оценка роли внешнего фактора будет уточнена и несколько, а кое-где и существенно, увеличится. Развитость внешней торговли, ее значение для экономики в целом, отдельных отраслей и регионов оцениваются и при помощи ряда других показателей, принятых в международной статистике и исследованиях. Это, в частности, внешнеторговый оборот (и отдельно экспорт и импорт) на душу населения. В среднем в мире в 2003 г. он превысил 2000 долл., в США - 8913, ФРГ — 14735, Японии — 6190, Франции — 11155, Англии — 11286 и т.п. В России же в том же году объем внешней торговли на каждого жителя был 1440 долл., из них по экспорту — 924, а по импорту — 516 долл. Российские показатели значительно ниже, чем в указанных выше странах. Достоинство этого индикатора в том, что он может быть рассчитан по отдельным регионам страны, отраслям экономики и даже по конкретным предприятиям и видам продукции. Это дает возможность учесть и сопоставить участие районов, фирм, отраслей во внешнеэкономических связях, выявить резервы и перспективы. Последнее относится и к внешнеторговой деятельности, скажем, субъектов Российской Федерации — краев, областей, республик. Например, в таком промышленно развитом регионе, как Свердловская область, включая Екатеринбург, соответствующий показатель, рассчитанный по данным официальной статистики региона за 2004 г., составлял около 617 долл. (в том числе 485 — по экспорту и 132 — по импорту), т.е. был примерно на 40% ниже, чем в среднем по России в 2003—2004 гг. Принято говорить по этому поводу: резервы есть и большие. Хотя следует учитывать, что это количественные показатели, за которыми необходимо видеть качественную сторону: можно ли добиться существенно большего при данной структуре внешней торговли (доля товаров и основных товарных групп во внешнеторговом обороте), когда, в частности, в экспорте господствуют сырье и энергоносители? Конечно, последнее связано и со структурой экономики страны в целом и отдельных ее регионов. Ответ на поставленный вопрос однозначно отрицательный: возможности устойчивого, долговременного роста объемов российской внешней торговли довольно четко ограничены невоспроизводимостью ресурсов естественного сырья и энергоносителей, на которые приходится 4/5 экспорта России. Заданность этих ресурсов в конечном счете предопределяет суммы валютных средств, которые могут использоваться на закупки по импорту. Такое же положение во многих других странах, где в экспорте преобладает продукция естественного происхождения. Достижение больших объемов внешнеторгового оборота, расширение его номенклатуры — не единовременное мероприятие, а результат последовательной долгосрочной экономической стратегии, требующей крупных вложений. Но ориентация на крупномасштабный международный обмен беспроигрышна, так как позволяет расширять набор и увеличивать количество разнообразных потребительских благ, предоставляемых населению и используемых в национальной экономике.

Похожие работы: