Характеристика современного сельского хозяйства России
Крушение тоталитарных режимов в социалистических странах создало необходимые условия для формирования в них соответствующих современной цивилизации рыночных экономик. Но если урбанизированная часть российского общества достаточно быстро движется в этом направлении на основе приватизации государственных отраслей промышленности, сокращения масштабов применения неэффективных методов экономического регулирования, устранения препятствий на пути свободной торговли, в том числе и внешней, то сельское хозяйство остается закрытым для институциональных преобразований. На основе анализа результатов реформирования сельского хозяйства России можно выделить его следующие институциональные характеристики:
отсутствие частной земельной собственности и в целом всякой земельной собственности, поскольку монополия государственной собственности на землю ликвидирована еще в 1991г.,
высокая степень монополизации зернового рынка,
коллективистский менталитет,
противоречивость развития сельского предпринимательства - фермерства,
растущий протекционизм отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Частная собственность в ее многообразных формах - экономическая основа современного рыночного хозяйства. Земельная собственность исторически везде была основой государственной власти и более того, с точки зрения территории - основой самой государственности. Монополия государственной собственности на землю обеспечивала незыблемость тоталитарного советского режима. Ликвидация ее в соответствии с законом РФ “О земельной реформе” (впоследствии отмененным) стала институциональной основой для приватизации земли в частную (точнее общую долевую) и совместную собственность коллективами колхозов и совхозов. Однако введенный тогда Верховным Советом РФ десятилетний мораторий на куплю-продажу земли фактически отменил всякую земельную собственность. Действительно, собственность - это двустороннее отношение - не только присвоение, но и отчуждение. Запрет на отчуждение - это лишение собственника одного из важнейших прав полного пучка прав собственности. В 1993г. своим Указом “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России Президент узаконил свободное обращение земельных долей без согласия других собственников. Тем самым в России на федеральном уровне было сформировано максимально либеральное земельное законодательство. Однако слабость государственной власти, отнесение правомочий по законодательному регулированию земельных отношений на федерально-региональный уровень, а также возможность произвольной трактовки правовых норм местными чиновниками привели к тому, что либеральное законодательство фактически не выполнялось.
В силу этого распоряжение государственной землей оказалось в руках чиновников, а на уровне крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий - администрации хозяйств. Тем самым сформирована основа коррумпированности чиновников земельных ведомств, сельских администраций и коллективных хозяйств.
В настоящее время в России фактически отсутствует аграрный рынок и его важнейший сегмент - зерновой рынок. Это обусловлено двумя факторами:
1.основным покупателем товарного зерна все еще остается государство, формируя федеральные и местные продовольственные фонды,
2.сфера заготовок и хранения зерна в Ростовской области и других регионах монополизирована практически единственной корпорацией - АО «Росхлебопродукт», в распоряжении которого в Ростовской области находится 82 % емкостей элеваторов.
В результате государственная закупочная цена на зерно в 1998-99гг. была в Ростовской области почти вдвое ниже рыночной цены на общенациональном зерновом рынке. Со снятием административных ограничений на продажу зерна у всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась реальная возможность выбора различных каналов реализации. Фактически реализация зерна осуществляется лишь по 5 каналам: государственным заготовительным организациям, посредникам и на рынках через собственные магазины, для внутреннего потребления, по бартерным сделкам (в основном в счет поставок дизтоплива) и предприятиям потребительской кооперации. Но поскольку государство расплачивается с зернопроизводителями в течение всего года и дольше, то закупочная цена не гарантирует получение средств сельскохозяйственными предприятиями, которые, фактически “сдав” хлеб государству, остаются без продукции и без финансовых средств. В настоящее время поставки в федеральный зерновой фонд финансируются товарным кредитом. Однако и здесь крестьянин платит втридорога.
Похожие работы:
- Характеристика современного сельского хозяйства России
Крушение тоталитарных режимов в социалистических странах создало необходимые условия для формирования в них соответствующих современной цивилизации рыночных экономик. Но если урбанизированная часть ро...
- География сельского хозяйства России
Обладая самым большим в мире фондом земли, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, Россия, казалось бы, располагает безграничными возможностями для успешного развития сельского хозяйства....
- Современные проблемы развития современного мирового хозяйства
Современная стадия развития мирового хозяйства выведена за рамки империализма (монополистического капитализма), потому что в указанные годы в экономике капиталистических стран проявились новые черты, ...
- Коллективизация сельского хозяйства
Кооперирование крестьян к началу индустриализации становилось все более необходимым. Теоретические предпосылки, из которых исходил ленинский кооперативный план, теперь дополнялись необходимостью преод...
- Развитие сельского хозяйства
Достигнутый уровень экономического развития не позволял России успешно конкурировать с передовыми странами. С 1905 г. приоритетным направлением экономического развития страны становится сельское хозяй...