Всеобщее управление качеством (TQM)
Одной из основополагающих и широко используемых в международной практике концепций, помогающих руководителям решать задачи контроля и управления качеством, является методология "Всеобщее управление качеством" (Total Quality Management, TQM). Мы полагаем, что в современных условиях она вполне применима для ИТ. Но прежде чем мы рассмотрим ее основные положения и возможности их применения, необходимо остановиться на истории создания TQM.
Концепция всеобщего управления качеством зародилась в США, а в полном объеме впервые была реализована в Японии. Именно американские ученые-экономисты Эдвард Деминг (1900-1993) и Джозеф Джуран (1903-1993), направленные, согласно плану Маршалла, для оказания помощи разрушенной в ходе войны экономике Японии, впервые сформулировали те общепризнанные сегодня принципы, которые и составили концептуальную основу TQM. Эти принципы стали главной составляющей феномена, так хорошо всем известного под названием "японское чудо".
В основу концепции TQM легли базовые принципы, сформулированные и изложенные Демингом:
* улучшение качества продукции и услуг должно стать постоянной и приоритетной задачей для всей организации, в том числе и для высшего руководства;
* необходимо внедрять новую философию и отношение к окружающим процессам;
* постоянно соотносить качество и удовлетворенность потребителя с ценой;
* вести постоянное обучение, прежде всего на рабочем месте;
* устранять барьеры между подразделениями;
* искоренять страх перед переменами;
* дать возможность всем служащим гордиться принадлежностью к организации;
* всячески поощрять образование и самосовершенствование;
* вовлечь каждого в работу по преобразованию;
* избегать пустых лозунгов;
* организовать руководство таким образом, чтобы его основным предназначением была помощь работникам;
* отказаться от контроля качества только посредством проверок и ревизий;
* стремиться к постоянному улучшению всей системы функционирования организации;
* искоренять "уравниловку" персонала.
Идея концепции всеобщего управления качеством, основанная на этих принципах, - глобальное расширение понятия качества и утверждение процесса управления им как основной задачи менеджмента.
Согласно TQM общее управление качеством (или системой качества) включает такие составляющие, как оперативное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла, обеспечение внутреннего и внешнего качества, планирование и улучшение качества. При стратегической нацеленности на изложенные выше принципы, участии руководства и всех сотрудников организации в этих процессах возникает всеобщее управление качеством.
Обеспечение должного уровня качества включает комплекс средств, направленных на достижение уверенности в качестве продукта или услуги у внешних и внутренних потребителей (существующих и потенциальных клиентов, персонала и партнеров организации).
Планирование и улучшение качества являются также постоянными составляющими, обеспечивающими прогнозирование и постоянное увеличение требований к оперативному управлению и обеспечению качества услуг. Основной целью всей системы контроля качества, как уже отмечалось, должно стать максимально полное удовлетворение потребностей пользователей.
Похожие работы:
- Всеобщее управление качеством (TQM)
Одной из основополагающих и широко используемых в международной практике концепций, помогающих руководителям решать задачи контроля и управления качеством, является методология "Всеобщее управление ка...
- Управление качеством
Постоянной головной болью ИТ-менеджеров являются претензии пользователей по качеству продуктов и услуг. При этом каждому практикующему ИТ-менеджеру очевидно, что окончательно избавиться от претензий, ...
- Что такое управление качеством?
Японская система управления качеством предусматривает перестройку сознания руководителей фирм и предприятий. Это — новый образ мышления в хозяйственном управлении.
В японских промышленных стандартах ...
- Опыт управления качеством
До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы т...
- Особенности управления качеством в Японии
Управлять качеством — это значит делать во всех отраслях промышленности то, что положено делать. Управление качеством, которое не дает ощутимых результатов, это не управление качеством. Управление кач...