Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности становления в РФ
Рыночная экономика это такая экономическая система, в которой решения экономическими субъектами принимаются децентрализованным путем на основе свободы выбора.
Рынок - форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционировани рыночной экономической системы.
Совершенно конкурентный рынок обеспечивает установление одной цены на один продукт в одно время. Его условия (по Сильвермену):
• большой и регулярный спрос;
• неограниченное число экономических субъектов;
• абсолютная мобильность факторов производства;
• свободная конкуренция;
• наличие всего объема информации у всех его участников.
Но такого свободного рынка нет, есть конкурентный, условием существования которого является многообразие форм собственности и хозяйствующих субъектов.
С учетом всех сегментов и субрынков можно классифицировать по критериям:
• экономическому назначению объектов – рынок потребительских товаров и услуг, средств производства, промежуточных товаров, ноу-хау, сырья, труда, ценных бумаг, теневой и др.;
• по географическому положению - местный, национальный, мировой;
• по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный;
• по отраслям - нефтяной, автомобильный;
• по характеру продаж - оптовый, розничный.
Обособленные экономические субъекты, имеющие частный мотив и интерес, принимают самостоятельно экономические решения. Координация их деятельности осуществляется через рыночный механизм, основу которого составляют цена и конкуренция.
Преимущества рынка:
• эффективное распределение ресурсов;
• возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
• гибкая приспособляемость к изменениям (в 70гг. - рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
• оптимальное использование результатов НТР;
• свобода выбора и свобода действий;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Негативные стороны рынка:
• не сохраняет невоспроизводимые ресурсы;
• не охраняет окружающую среду;
• не регулирует мировые богатства (например, рыбные);
• не создает коллективных благ;
• не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
• не обеспечивает фундаментальных исследований;
• удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары;
• подвержен нестабильности.
Особенности современной рыночной экономики:
Гибкое, адаптивное производство.
Целевой функцией предпринимателя становится не только максимилизация прибыли, но и расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат.
Насыщение рынка товарами и услугами.
Изменяются формы предпринимательской деятельности (мелкий бизнес - 30 % ВНП США).
Похожие работы: