Государственные органы, регулирующие природопользование
Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.
В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п.
В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различныx областях природопользования.
При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности.
Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:
• Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;
• Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).
• Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);
• Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);
• Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
• Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
• Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);
• Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
• Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.
Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).
Госкомэкология России осуществляет:
• комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;
• координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;
• государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:
• утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;
• государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;
• контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;
• руководство заповедным делом;
• организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.
Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров.
Участие судебной власти в управлении природопользованием пока что очень незначительно. Первая природоохранная прокуратура и специализированное управление внутренних дел с целью защиты и охраны природных богатств Каспийского моря и низовий рек Волги и Урала была образована в 80-х гг. Затем природоохранные прокуратуры появились в районе озера Байкал, была создана Азово-Черноморская природоохранная прокуратура. Единой системы этих органов пока не сформировано.
Похожие работы:
- Государственные органы, регулирующие природопользование
Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.
В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам эколо...
- Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности
Рекомендации в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности, приведены в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». В стандарт...
- Государственные внебюджетные фонды
Социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В число государ...
- Государственные стандарты Российской Федерации
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребит...
- Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды
Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей. Их обязательность для работодателей предопределила ряд общих организационных моментов. Прежде всего...