Система, структура и полномочия Судебного департамента и его высших должностных лиц
Обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей возложены на Судебный департамент.
Правовую основу деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий.
Значительный объем правового регулирования организации и деятельности Судебного департамента осуществляется посредством издания приказов Генерального директора Судебного департамента.
Будучи призваны способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей, Судебный департамент, его органы и учреждения не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по осуществлению правосудия.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, а также на создание условий для деятельности органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.
Следовательно, в систему организационного обеспечения деятельности судов включаются разноплановые мероприятия:
1) по кадровому обеспечению.
Судебным департаментом и его территориальными органами ведется постоянная работа, нацеленная на своевременное определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, укомплектование штатов судей, формирование необходимого резерва, решение актуальных проблем кадрового обеспечения деятельности судов.
Как отмечалось в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы, штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству; наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов.
В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов.
На VI Всероссийском съезде судей констатировалось, что «ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 млн гражданских дел, более 1 млн дел уголовных, 3 млн дел об административных правонарушениях и 1 млн различных материалов. Эти обстоятельства и статистика свидетельствуют не только о высокой нагрузке на судей судов общей юрисдикции, но и о значительном расширении сферы судебной защиты прав и свобод. А она может быть эффективна только в том случае, если имеется высококачественная законодательная база, нормальное кадровое и ресурсное, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности судов».
В связи с этим актуальным является введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах), что позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции — отправлении правосудия. Каждый судья должен быть обеспечен помощником, а судья первой и апелляционной инстанций, кроме того, и секретарем судебного заседания.
Необходимость увеличения численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции обусловлена также передачей в ведение суда решения ряда вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия.
Вместе с тем кадровое обеспечение предполагает отбор, подготовку и переподготовку судей, сотрудников аппаратов судов и самого Судебного департамента.
Похожие работы:
- Система, структура и полномочия Судебного департамента и его высших должностных лиц Обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализир...
- Полномочия, структура и организация деятельности управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации В субъектах РФ действуют территориальные органы Судебного департамента — управления (отделы) Судебного департамента. В своей деятельности управления (отделы) руководствуются Конституцией РФ, За...
- Полномочия территориальных органов Судебного департамента по обеспечению судов епосредственное обеспечение судов общей юрисдикции по всей стране, на местах возложено на территориальные органы Судебного департамента — его управления и отделы. Управление (отдел) Судебного д...
- Система и структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Система органов государственной власти может быть классифицирована по разным основаниям. Так, исходя из принципа разделения властей, систему органов государственной власти можно представить следующим...
- Взаимодействие Судебного департамента с органами законодательной власти Российской Федерации Судебный департамент по вопросам своего ведения весьма активно взаимодействует с государственными органами законодательной власти страны. Различные подразделения, отдельные сотрудники Судебного депар...